Меню
Статьи
Статьи
05 сентября
Упражнение “Золотая рыбка” для позвоночника Кацудзо Ниши*.

Автор Кацудзо Ниши

С юных лет Кацудзо был вынужден бороться за свое здоровье. Им он был обязан собственным методикам оздоровления, которые стали итоговым результатом многолетнего внимательного изучения и испытания практически каждой теории здоровья и профилактической медицины, существовавшей в мире.

16 августа
Боевые Пути - в Королеве прошел Международный семинар по Айкидо

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА ГОРОДА КОРОЛЁВА №88 (18846) 11 августа 2018

Боевые пути

Авьло ВЛАД СТЕБИН, УЧАСТНИК СЕМИНАРА Начало августа в Королёве, по уже сложившейся традиции, ознаменовалось праздником любителей айкидо — современного японского боевого искусства. Этот ежегодный летний международный семинар, проводимый под руководством сэнсэя Номура Наоми, состоялся в спортивном зале нового спорткомплекса стадиона «Металлист».

21 июня
ТОРИФУНЭ в Айкидо. История. Теория. Практика.

Чтобы познать истинное айкидо, необходимо иметь знания. В этой статье мы хотим показать вам обучающий ролик, повествующий об истоках и использовании непосредственно в практике айкидо ТОРИФУНЭ и ФУРИТАМА. Снятый при содействии РОО "Федерация Айкидо Айкикай Московской области

Искусство Мира

О-Сэнсэй был строгим к себе и добрым к другим. О-Сэнсэй все время говорил, что цель Айкидо состоит в том, чтобы стать единым с природой, сделать свое собственное сердце сердцем природы. Он говорил о необходимости избавляться от желания сражаться с противником и о необходимости создавать гармонию. О-Сэнсэй также говорил: «Айкидо – это будо любви. Вы должны дарить своему партнеру счастье и радость. Если вы будете это делать, то сможете стать гармоничными. Вы будете гармоничными. Для того чтобы иметь хорошие взаимоотношения с другими, вы не должны держать в себе злость. Ваша злость будет передаваться вашему партнеру. Этого не должно происходить. Несите счастье. Будьте сострадательными. Если вы будете делать это взаимно, то будете создавать гармонию и будете как одна семья». Сегодня все не так, как было раньше. Сегодня люди думают только о себе. Если у них есть сила и деньги, то они счастливы и думают, что убивать друг друга вполне нормально. Мы должны исправить это. Если мы этого не сделаем, то как мы сможем создать подлинную семью? О-Сэнсэй говорил: «Я живу для того, чтобы сделать мир единой семьей».
Митио Хикицути

Я многим обязан О-Сэнсэю. О-Сэнсэй любил много путешествовать и часто брал меня с собой. Например, когда я был в Токио, он сказал: «Завтра я должен ехать на горячие источники в Игура. Хочешь поехать со мной?» И я поехал с ним. Это было невероятное место! О-Сэнсэй поехал туда не столько из-за горячих источников, сколько из-за того, что там жил учитель одной религиозной секты. После визита О-Сэнсэя один человек из аудитории поехал в Осаку и стал распространять там учение секты; другой стал священником. Я думаю, их тронули слова О-Сэнсэя.
Гудзи Мунэтака Куки

О-Сэнсэй сформулировал все довольно просто: Бу ва ай нари (боевое искусство или добродетель – это любовь). Будо – это любовь. О-Сэнсэй ясно говорил, что Айкидо – это любовь. Сингэнобу Окумура Из-за своего военного опыта О-Сэнсэя всегда волновало, как остановить копье. «Остановить копье» – это подлинное значение иероглифа бу. О-Сэнсэй всегда говорил о состоянии мира. Он всегда молился, беспокоился и заботился о глобальных вещах. Его заботило, почему в мире так много убийств, преступлений и войн. Двадцать четыре часа в день он расширял свое сознание до размеров мирового сообщества, объединяясь с глобальным социумом.
Мицуги Саотомэ

О-Сэнсэй говорил, что Айкидо учит не техникам, а тому, как люди должны прожить свои жизни. В Айкидо на самом деле главное не теория или рационалистическое объяснение. Дух Айкидо заключается в том, чтобы создавать сферу, теплую сферу, теплый круг гармоничного чувства между людьми, чтобы люди могли испытывать друг к другу сердечные чувства. Гудзи Мунэтака Куки

Одним из выражений О-Сэнсэя было: «Кокоро маруку тайсанмэн ни хиракэ». Кокоро означает сердце. Всю фразу можно перевести так: «Когда стоите в ханми (стойка Айкидо), открывайте свое сердце». Было у О-Сэнсэя еще одно выражение: «Утю но угоки ва рё аси ни ари, атама но хатараки ва рётэ ни арии». О-Сэнсэй повторял эту фразу снова и снова. Перевести ее можно так: «Движение природы в ногах, движение стратегии (интеллекта) в руках». Генри Коно

Рука О-Сэнсэя была как кусок железа, очень сильная, сдвинуть ее было очень трудно. Физически О-Сэнсэй был очень сильным человеком. Но было еще что-то помимо простой физической силы. Это была какая-то таинственная энергия, источником которой было нечто другое: годы тренировок и опыт, полученный в различных ситуациях. Но кроме этого, поистине удивительным, выдающимся и грандиозным была безбрежность его ки. Я думаю, источником ее была его связь с высшими силами и практика молитв и ритуалов. Кадзуаки Танахаси

Однажды мы попали в аварию. Наша машина врезалась в поезд, и ее сильно помяло. Все стекла были выбиты, и она не могла ездить. Я был серьезно ранен, однако О-Сэнсэй был абсолютно невредим, потому что во время аварии он успокоил и привел в порядок ки. Сэйсэки Абэ

О-Сэнсэй говорил, что Айкидо – это крест в круге. Круг символизирует Вселенную, а крест представляет собой точку в пространстве без времени. Быть здесь и сейчас наиболее важно. Если вы проводите время, беспокоясь о завтра или вчера, то здесь и сейчас будет пустым.
Мамору Суганума

Уэсиба О-Сэнсэй с раннего детства глубоко верил в ками района Кумано. Он родился в городе Танабэ, который находится рядом с этим районом, поэтому с самых ранних лет посещал храм Кумано. О-Сэнсэй приезжал сюда каждый год до самой своей смерти. Он часто говорил, что техникам Айкидо научил его ками Кумано, что Айкидо не было чем-то, что он создал намеренно, что Айкидо было передано ему ками Кумано. Я ясно помню, как О-Сэнсэй говорил, что Айки но ками – это ками Кумано. Агацу Кацухаяби но Микото – это имя ками Кумано. «Победа над собой; всегда победоносный» – эта фраза и есть настоящее имя божества. Так что оно означает, что поражения вообще не существует. Гудзи Мунэтака Куки

Я поехал вместе с О-Сэнсэем в Киото на два или три дня. Там он практически ни с кем не встречался. Мы остановились в этом доме, в комнатах, расположенных непосредственно рядом друг с другом. Так что я мог слышать каждое его движение. Чтобы ему ни понадобилось, я его этим обеспечивал. Если ему что-то было нужно, он просто говорил об этом из-за перегородки, и я все ему приносил. Единственное, что он делал в течение этих дней, – это молился. Вот чем он занимался. Вот что было его отправной точкой. Он не ходил в кино или на свидания, не развлекал толпу людей. Он просто разговаривал с Богом. Его истина заключалась в его вере в то, что все, что он делал, было способом примирить всех на свете и установить мир. Когда же он этого не делал, то не стремился к поддержанию своего эго. Он был самодостаточным. Я думаю, что это чрезвычайно важно. На протяжении истории появлялись подобные ему люди, чья способность обращаться с потусторонней силой сверхъестественными способами была очень глубокой; она была огромной. Это и было их проповедью. Подобно тому, как некоторые люди могут обращаться со змеями, без риска быть укушенными, а другие могут лечить без прикосновения.
Терри Добсон

Религиозная вера Основателя оказала серьезное влияние на искусство, которое он создал. Он говорил, что изучал технику после молитвы, в состоянии, когда тело и сознание едины. Поэтому этот храм – это не просто обыкновенное религиозное место. Это храм, посвященный богу будо. Морихиро Сайто Люди рассказывают об удивительном свете, исходившем из глаз О-Сэнсэя. Этот свет не был светом гнева, это был свет любви. Это не было светом, вызывающим страх, это было страстное желание, чтобы мы развивали Айкидо. Мотомити Анно

О-Сэнсэй был способен читать по глазам людей и распознавать их индивидуальные характеры. Садатэру Арикава О-Сэнсэй вызывал естественное почтение. Если О-Сэнсэй оказывался перед тобой, то твоя голова склонялась естественным образом. Ученики склоняли головы не из страха, а потому что чувствовали так своим сердцем. Кроме того, глаза О-Сэнсэя были такими яркими; это были великолепные глаза. Потрясающие глаза, ясные и очень красивые. Если он внезапно пристально смотрел на тебя, то ты чувствовал себя так, как будто тебя приковали к месту, ты был не в состоянии двинуться. Он мог сохранять молчание, и при этом привлекать к себе чье-нибудь внимание одними только глазами. Как ему удавалось вызывать такое почтение и восхищение? Он был наделен такой силой. Но чувство, которое он вызывал, не было страхом, это было уважение. Он вызывал естественное уважение одним своим присутствием. Его ки была такой сильной; он держал в руках меч, и ки проносилась по комнате, когда он разворачивал бедра, а затем опускал их. Его техника была невероятно отточенной.
Юуити Накагути

Глаза О-Сэнсэя были очень мягкими; они были похожи на кристаллы. Они были великолепны. Если он смотрел на тебя определенным образом, то ты был не в состоянии что-либо делать. Мотомити Анно

После Второй Мировой Войны отношение О-Сэнсэя к другим изменилось. Его свирепый взгляд стал мягким. Он стал как будто ближе. О-Сэнсэй говорил: «До сих пор все будо служило только для разрушения. Оно предназначалось для убийства. Если люди будут и дальше вести себя подобным образом, то это снова приведет к ужасным временам. Будо должно дарить радость и счастье партнеру. Это должно быть будо любви. Вы должны дарить своему партнеру радость. Для этого вам нужно научиться сразу же видеть ки своего партнера. Вы должны тренироваться, чтобы научиться немедленно, в момент самого первого контакта, понимать ки своего партнера. Вы должны объединить речь, тело и сознание. Вы должны стать едиными со всеми вещами во Вселенной, с ками и силами природы. Тело, речь и сознание – все это должно быть в гармонии с действием Вселенной. Если вы сделаете это, то возникнет истинное будо. Будо уничтожения других станет будо, приносящим другим счастье и радость». Митио Хикицути

С годами меня все больше и больше поражала доброта О-Сэнсэя. В О-Сэнсэе совсем не было ничего дурного или порочного. Он был просто сама всеобъемлющая доброта.
Гудзи Мунэтака Куки

О-Сэнсэй всегда был очень добр. Масаки Тани Самое важное, чему учил О-Сэнсэй, это умение понимать и принимать каждого человека, его индивидуальный характер. И без своего будо, он был человеком экстраординарного и благородного характера. Он обладал личным обаянием, которое превосходило его притягательность как мастера боевых искусств.
Юуити Накагути

Сам О-Сэнсэй говорил, что самая важная вещь – это любовь. Айкидо ставит своей целью достижение гармонии среди людей. Нобуёси Тамура

Техника О-Сэнсэя была по природе своей спиральной, и все его движения были естественными и спиралеобразными. О-Сэнсэй всегда объединялся с Вселенной, и в этом состоянии мог контролировать других. Поэтому, даже когда он бросал меня довольно жестко, я никогда не боялся получить травму. Мотомити Анно

О-Сэнсэй полагал, что главное в Айкидо – это созидание. Он считал, что каждый день должен быть свежим, новым и более содержательным, чем предыдущий. Он всегда создавал новое. Сингэнобу Окумура

О-Сэнсэй учил, что важно говорить мягко и следить за своей речью, потому как речь может причинить людям боль или ранить их. Естественное сердце и естественные слова понимают друг друга без всяких ухищрений. Мотомити Анно Концепция мусуби, столь важная для Айкидо, противоположна пустоте. Мусу означает «порождать», а хи – это «дух-огонь жизни». Таким образом, мусуби (мусу-хи) выражает идею постоянно порождающего Святого Духа. Продуктивная и созидательная энергия – это мусуби. В Синто концепция мусуби очень, очень важна. Сингэнобу Окумура

В тот день О-Сэнсэй дал мне свиток, на котором было написано: «Занимайтесь Айкидо, которое невидимо человеческому глазу». О-Сэнсэй рассказывал не просто о гармонии с партнерами, а о гармонии внутри себя. Он постоянно говорил своим ученикам, что они должны продолжать выковывать, очищать и шлифовать себя. Роберт Надо

О-Сэнсэй учил, что любовь создает гармонию, гармония создает счастье, счастье создает сокровище. Дух создания мира во всем мире предшествует вадза. Без этого духа ваше Айкидо не может прогрессировать. Самый важный урок, который я получил непосредственно от О-Сэнсэя, заключался в том, что я должен искренне делать все так, как будто речь идет о жизни и смерти. О-Сэнсэй указывал на необходимость смотреть на природу, чтобы понять работу ками. Он говорил, чтобы мы определяли для себя правильный путь, каждый день наблюдая за действиями ками. Митио Хикицути

О-Сэнсэй воплощал в себе Айкидо; в нем было что-то чрезвычайно вдохновляющее. Я испытывал вдохновение, наблюдая за тем, как О-Сэнсэй двигается. Многие говорят, что их вдохновляло одно только его присутствие рядом. О-Сэнсэй оказывал серьезное влияние на жизни своих учеников. Айкидо во многом изменило мою жизнь. Когда я учился в Гарварде, я знал многих по-настоящему умных людей. Я был знаком со многими выдающимися профессорами с мировой известностью, но ни одного из них я не уважал как личность. Да, они были выдающимися, но они либо пили слишком много мартини за ланчем, либо были сторонниками дискриминации женщин, либо еще что-нибудь. Как личности они не представляли собой ничего особенного. Просто у них в голове была очень хорошо развитая мышца, но как тяжелоатлеты не обязательно являются лучшими из людей только потому, что они тяжелоатлеты, так и эти мыслители не были исключениями. Но О-Сэнсэй был другим. Он был первым встреченным мною человеком, который вызывал у меня такие чувства. В нем происходил какой-то внутренний процесс трансформации, и Айкидо было его отражением. Так что, даже если бы вы убрали все вадза Айкидо, то это ничего бы не изменило, он все равно был бы поразительной личностью. Айкидо было его искусством, и он жил им.
Роберт Фрэгер

О-Сэнсэй учил нас тому, что Айкидо – это дисциплина как тела, так и сознания. Техническое мастерство важно, но без чистоты сердца оно ничего не стоит. Именно эта мысль подвигла многих людей следовать за О-Сэнсэем. И дело было не просто в его великолепном мастерстве, людей обладавших таким же мастерством было много. Именно его добрая воля привлекала к нему многих. Мамору Суганума

О-Сэнсэй очень четко и определенно говорил, что истину Айкидо можно постичь за очень короткое время. «Если вы поймете секрет, – говорил он, – то сможете делать то же, что делаю я, через три месяца». Теперь, когда есть люди, которые практикуют Айкидо уже в течение тридцати, сорока и даже пятидесяти лет, стало очевидным, что О-Сэнсэем не становятся в зависимости от продолжительности занятий. Лично я потратил последние тридцать лет на поиски этого трехмесячного секрета. Роберт Надо Однажды О-Сэнсэй сказал: «Я иду по Пути, и мне кажется, что за мной следуют, но когда я оглядываюсь, меня удивляет, что я никого не вижу». В то время мы, дэси, думали: «Мы страстно тренировались все это время! Чего еще он от нас хочет?». В то время мы не могли понять; мы были слишком молоды. Но это было обязанностью ученика понимать, что он хотел сказать, когда он выражался подобным образом. Нобуёси Тамура

Мой учитель Кэндо говорил, что сэн имеет несколько уровней: сэн сэн но сэн (ранняя инициатива), тай но сэн (взаимная инициатива) и го но сэн (поздняя инициатива). Как-то мы вдвоем с моим приятелем, у которого тоже был определенный опыт в Кэндо, подошли к О-Сэнсэю и спросили его об этом. Мы сказали, что, насколько мы понимаем, стратегия Айкидо – это го но сэн, абсолютно защитная. О-Сэнсэй буквально вышел из себя: «После всех этих лет, вы ребята, так ничего и не поняли! Вы что, не понимаете, что существует только одна единственная сэн?» О-Сэнсэй был твердо убежден в том, что в Айкидо сэн разделять нельзя.
Сингэнобу Окумура

О-Сэнсэй был заинтересован в воспитании искренних личностей. Сам О-Сэнсэй был в высшей степени искренним и чистым человеком. Но, даже преследуя эту свою цель, он никогда ни к чему не принуждал других. Он понимал, что разные люди мыслят по-разному. Он говорил, что каждый из нас должен сделаться искренним, чтобы он мог показать нам путь, но каждый человек должен пройти этот путь самостоятельно. О-Сэнсэй говорил: «Я могу лишь объяснить вам то, что рассказали мне ками». Он никогда никому не приказывал. Он также говорил нам о необходимости чувства благодарности. Будьте благодарны другим и природе. Без благодарности мы не можем стать настоящими людьми. Сила природы, солнце, дает нам все. Когда идет дождь, поля производят рис. Растут плоды и злаки. Это дар земли. Поэтому кэйко очень важно. Митио Хикицути

Многие ученики О-Сэнсэя говорят, что понять его было очень сложно. Я же думаю, им просто не хватало терпения и знаний. Если ты изучал и обдумывал то, что он говорил, то понять его было не так уж сложно. Когда я решил вести в газете об Айкидо специальную колонку с размышлениями О-Сэнсэя, то мною двигало желание сохранить его учение. Садатэру Арикава

Какое-то время я был редактором англоязычного издания, публиковавшегося Айкикай Хомбу Додзё, которое называлось «Айкидо». Как только я вступил в должность редактора, мне стало ясно, что это издание вызывало неудовольствие О-Сэнсэя. Он даже как-то сказал мне, что оно ему не нравится. Я знал, что О-Сэнсэй никогда не сердился без причины, поэтому я решил выяснить, почему это издание ему не нравилось. Когда я внимательно просмотрел некоторые номера, мне стало ясно, чего не хватало в каждом из них – О-Сэнсэя; в них не было ни слов, ни фотографий О-Сэнсэя. Основателя Айкидо. С тех пор я внимательно следил за тем, чтобы в каждом последующем номере были его фотографии и слова, и после этого каждый раз, когда я приносил О-Сэнсэю очередной номер газеты, он улыбался и говорил: «Спасибо». Роберт Надо

Позиция тела и движения О-Сэнсэя были совершенно естественными. Один ученик сказал, что он понял то, что позиция и сердце человека должны быть естественными, наблюдая за О-Сэнсэем. Мотомити Анно

Когда я жил в Ивама, О-Сэнсэй разрабатывал Айкидо как искусство для мирных времен. До этого многие люди приходили к нему, чтобы научиться сражаться и покорять других, хотя О-Сэнсэй и понимал, что дух боевых искусств – это любовь. Но для О-Сэнсэя период в Ивама после Второй Мировой Войны был спокойным временем размышления и перестройки. Видение О-Сэнсэя стало более глубоким благодаря его занятиям сельским хозяйством и работе с учениками. О-Сэнсэй часто говорил об ай, как о любви, и никогда не говорил о войне.
Кадзуаки Танахаси

Слова и действия О-Сэнсэя всегда соответствовали друг другу, и ни в том, ни в другом никогда не обнаруживалось уязвимых мест. Уязвимых мест не было ни в его технике, ни в его духе. Он был непостижим.
Мотомити Анно

Основатель довольно часто говорил о треугольнике, круге и квадрате. Он повторял, что техника начинается с треугольника и кругообразно движется к удержанию. Он описывал техники в философских терминах. Морихиро Сайто

При первом знакомстве с О-Сэнсэем, у человека возникало чувство, что перед ним необыкновенный человек. В нем было что-то особенное. Он выглядел просто удивительно. Наиболее яркое впечатление у меня осталось не столько от техники О-Сэнсэя на татами, сколько от того, как он выглядел, когда просто сидел в комнате. В старом додзё в Сингу, где я занимался, О-Сэнсэй имел обыкновение сидеть в комнате, использовавшейся как раздевалка. Конечно, когда он к нам приезжал, ученики там не переодевались. Однажды я пришел рано и пошел через эту комнату. О-Сэнсэй сидел там в одиночестве, и он позвал меня: «Мальчик, подойди сюда.» Он сказал мне, что я серьезный ученик и что я честный и открытый (сунао). Это осталось со мной на всю жизнь. Я подумал, что, возможно, я не буду великим учителем, но я всегда могу быть честным и открытым. Самый важный урок, который я получил от О-Сэнсэя, был о важности сунао: лучше всего быть простым, непринужденным и естественным. Наилучшая форма это та форма, которая естественным образом возникает в вашем сердце, едина с природой и не надуманна.
Мотомити Анно

О-Сэнсэй учил, что для мастера боевых искусств очень важно никогда не терять бдительности и постоянно осознавать все происходящее. Для того чтобы проиллюстрировать ученикам эту мысль, О-Сэнсэй часто рассказывал историю об одном искусном мастере боевых искусств, который напился и, будучи пьяным, подвергся нападению и был убит. Мотоити Янасэ

О-Сэнсэй постоянно говорил о трех формах: треугольнике, круге и квадрате. Он часто чертил их в воздухе и рисовал кистью на бумаге. Было ясно, что эти три формы чрезвычайно важны, но было непросто понять, почему. Новые ученики обычно не задавали О-Сэнсэю вопросов; они просто считали это неуместным. Однажды после весенней уборки на ферме в Ивама, я набрался храбрости спросить О-Сэнсэя, что означают эти формы. И я сказал: «Сэнсэй, не могли бы вы объяснить мне значение треугольника, круга и квадрата?» О-Сэнсэй кивнул головой, посмотрел вниз на землю, посмотрел на меня, посмотрел вверх, снова посмотрел вниз на землю, снова на меня, снова вверх, и снова вниз на землю, подумал с минуту, а затем сказал: «Выясни это сам». Сначала я рассердился, я полагал, что О-Сэнсэй мог бы что-нибудь и сказать. Но один японский плотник, у которого я обучался, объяснил мне, что единственный способ сделать знание своим, это украсть его – то, что дается, быстро забывается. И тогда я понял, что то, что сказал мне О-Сэнсэй, было самым доброжелательным, что он только мог сказать.
Терри Добсон

Однажды, когда мы ехали О-Сэнсэем в такси, я задал ему вопрос: «Сэнсэй, каким должно быть отношение к вашему Айкидо?» О-Сэнсэй улыбнулся и сказал: «Твое отношение к своему партнеру должно быть подобно отношению родителя к своему ребенку». Ты должен безоговорочно любить его, но при этом направлять и ожидать от него, что он будет следовать. Роберт Фрэгер Однажды я спросил О-Сэнсэя: «Как вы можете видеть Бога?» О-Сэнсэй указал сначала на себя, а затем на меня: «Мой Бог ощущает твоего Бога». Мицуги Саотомэ

Я читал в книге, что Основатель говорил, что хотел бы, чтобы все практиковали «радостно». И однажды я спросил О-Сэнсэя об этом. О-Сэнсэй сказал: «Да, ты должен практиковать радостно. Нет смысла практиковать, когда все страдают. Если возникает приятное чувство, то ки выходит наружу. И тогда весь додзё наполнится ки». Затем я спросил его, считает ли он необходимыми соревнования (сиай). Опустив лицо, О-Сэнсэй сказал: «Нет, определенно нет. Выигравший человек счастлив, но всегда есть проигравший. Нельзя чтобы был только победитель. Проигравший же несчастен. Проигравший собирается упорно тренироваться, чтобы побить победителя. Если кто-то тренируется для того, чтобы побить вас, то у вас есть враг – дружественный вам враг, но он все равно старается побить вас. Почему не попробовать побить главного своего противника? Себя самого». Такаси Нонака

В 1924 году О-Сэнсэй сопровождал Дэгути (Онисабуро Дэгути был одним из основателей Омотокё) в Манчжурию, куда тот отправился в поисках места, которое могло бы служить духовным центром для «мирового объединения людей пяти рас и цветов кожи», идеала Омотокё (синтоистской секты), основанного на идее того, что все учения возникли из одного источника. Их путь привел их к множеству напряженных столкновений с вооруженными бандитами и профессиональными солдатами. К этому времени О-Сэнсэй уже достиг такого высокого уровня духовного осознания, что, когда в него стреляли, он воспринимал агрессию в виде маленьких точек света, непосредственно предшествующих пулям. О-Сэнсэй так описывал свой опыт: «До того как противник нажимал на спусковой крючок, его намерение убить формировалось в шар духовного света, который летел ко мне. Если я уклонялся от этого шара света, то ни одна пуля не могла меня задеть».
Мицуги Саотомэ

Когда О-Сэнсэй был в Манчжурии, он мог уклоняться от пуль – он знал, куда они попадут. У О-Сэнсэя была очень развита сила ясновидения. Он был человеком, обладавшим такого рода силой.
Сингэнобу Окумура

У меня есть много каллиграфических работ О-Сэнсэя, так как мы часто вместе практиковали Сёдо, когда он навещал мой додзё в Осаке. Каллиграфический свиток, на котором написано «масакацу агацу кацухаяхи», напоминает мне об очень важном уроке, который преподал мне О-Сэнсэй. Он говорил, что человек должен сначала победить свое собственное я или эго, и что, если он сможет это сделать, то после этого ему незачем будет приходить на занятия. Еще О-Сэнсэй говорил, что человек должен стараться отыскать настоящую правду своей жизни. Затем, если он сможет победить свое я и найти истинную и правильную цель своей жизни, то тогда в его технике проявится скорость, превосходящая скорость света. Истину победы нужно найти внутри себя. После того как ты победишь свое я, твоя техника обретет скорость света. Сэйсэки Абэ

Основополагающей вещью в Айкидо О-Сэнсэя было такэмусу (спонтанное создание защитных или боевых искусств). Не такэмусу айкидо, а просто такэмусу. Я понял, что нужно постоянно учиться и задавать глубокие вопросы. О-Сэнсэй любил говорить о дыхании ками: О-Сэнсэй называл это «дыхание химидзу». Чтобы записать слово химидзу (космический) нужно нарисовать крест. Вертикальная линия – это огонь, а горизонтальная – это вода. Это связано с мисоги, практикой очищения, с парой мужчина/женщина, Идзанаги и Идзанами, а также с сотворением Вселенной. О-Сэнсэй говорил об этих вещах, когда говорил мне о такэмусу. О-Сэнсэй говорил, что такэмусу – это та вещь, которая наполняет Айкидо жизнью. Я начал понимать эти гораздо позже. Речи О-Сэнсэя оказали на меня глубокое впечатление. Садатэру Арикава

О-Сэнсэй говорил, что если посмотреть на формы природы, то можно понять Айкидо. Самое важное – это гармония. Чтобы стать гармоничным, нужно скруглить все острые края. В гармонии нет острых краев, только округлость. Семена округлые, растения имеют круглые стволы. Самое важное, если есть гармония, то есть привязанность и любовь. Любовь – это доброжелательное сердце. У вас должно быть уважение к другим. Очень важно над этим работать. Если у вас доброжелательное сердце, то вы можете дарить любовь, и отсюда возникнет гармония. Когда рождается гармония, рождается счастье. Таким образом, любовь порождает гармонию, а гармония порождает счастье. Счастье порождает сокровище. Мы, люди, должны заботиться обо всем в природе вместо ками. Ками никогда не учили людей убивать друг друга. Если мы не будем дарить счастье и радость, то потеряем сокровище; это сокровище духовное. Это не золото или бриллианты. О-Сэнсэй говорил, что самое важное учить людей этому, так чтобы мир стал одной семьей. Дело не в сильной вадза. Цель Айкидо – научить тому, что если в нашем сердце будет любовь, то мы сможем сделать всех одной семьей. Вот в чем его цель. Митио Хикицути

О-Сэнсэй объяснял мне, что посредством Айкидо мы учимся раскрывать сознание других людей, так чтобы мы могли сотрудничать с ними и избегать борьбы. Он учил меня, что мы можем достичь того, что мы действительно хотим, не благодаря борьбе, а благодаря гармоничности. Поэтому так важно работать вместе; это принесет пользу нам обоим. Мы обеспечиваем другой стороне безопасность, а не отталкиваем ее или причиняем ей боль. Мы должны думать о пользе для другой стороны. Когда мы так делаем, то сила ки движется в правильном направлении. Когда же мы сражаемся, пытаясь откуда-то вырваться, то на самом деле мы блокируем поток ки. О-Сэнсэй говорил, что Айкидо – это несопротивление, и он не сопротивлялся, он просто расширялся, а мы падали. Никакого сопротивления, только победа. О-Сэнсэй показывал нам нечто очень важное, когда устраивал свои демонстрации Айкидо. В его демонстрациях было нечто очень далекое отсюда; О-Сэнсэй исполнял танец.
Кадзуаки Танахаси

О-Сэнсэй всегда подчеркивал значение ва (гармонии) в айки. Когда я вернулся из Европы, то сказал О-Сэнсэю, что для того, чтобы побеждать в соревнованиях, мне нужно нечто больше, чем айки; мне нужно использовать различные Будзюцу. В ответ на это О-Сэнсэй отчитал меня: «Айки не имеет никакого отношения к победе или поражению. Я огорчен, что ты до сих пор этого не понял».
Минору Мотидзуки

До Второй Мировой Войны мой отец – майор Сигэо Танахаси – был офицером при генеральном Штабе Императорских Военных Сил. Он также был учеником О-Сэнсэя. В 1943 году он переехал поближе к Хомбу Додзё. Я помню, как мой отец говорил: «О-Сэнсэй действительно постиг наивысший секрет боевых искусств: наивысший секрет боевых искусств заключается в том, что ты не проигрываешь, если не сражаешься». К сожалению, учение О-Сэнсэя не могло расцвести в Японии в конце тридцатых годов, а современный мир готов воспринять его серьезно. Этот дух любви и гармонии, а также связь с высшим источником – все это очень важное дополнение к вашей практике.
Кадзуаки Танахаси

Когда О-Сэнсэй еще только развивал свое искусство, он молился о том, чтобы Айкидо распространилось по всему миру. Он чувствовал, что предшествующие боевые искусства, в которых каждый удар должен был быть смертельным, не годятся для мира. Он чувствовал, что мир нуждается в Айкидо «божественных техниках неубийства». Сингэнобу Окумура

В О-Сэнсэе привлекало то, что он был очень позитивным; было очень вдохновляющим видеть человека, который культивировал такую позитивную силу. Это замечательно, что Айкидо не разрушительно, а жизнеутверждающе, что оно помогает миру и дарит любовь всем людям. Это замечательно, что Айкидо учит быть мирным и распространять мир во всем мире. Айкидо очень широко практикуется. Частично причина этого заключается в том, что Айкидо развивает очень позитивную силу; не контролирующую или разрушающую силу, а силу любви, помощи и гармонии. Источником ее было просветление О-Сэнсэя. Айкидо – это сочетание огромной силы и тренировки, которая необходима для ее дальнейшего развития. Более того, когда вы достигните уровня О-Сэнсэй, то для вас практически не будет предела. Это долгий путь, и к тому же у нас всегда есть способ развивать силу все больше и больше. Затем развивайте понимание любви и гармонии. Возможно, это слишком банально, чтобы это говорить. Но есть некая ирония в том, что любовь может быть сильной.
Кадзуаки Танахаси

Чаще всего О-Сэнсэй говорил о пути, который люди должны избрать, чтобы жить в мире, а также о своих воззрениях на жизнь. Его очень заботило человечество и человеческая жизнь, и он говорил о ками не столько с точки зрения конкретной религии, сколько с точки зрения более практических вопросов, имеющих отношение к людям. Люди считали О-Сэнсэя своего рода живым Буддой, и собирались вокруг него. Гудзи Мунэтака Куки

Каждое утро он совершал в додзё приношение, молился четырем направлениям и просил процветания на десять тысяч лет. Эти ритуалы были очень важными для него. Чтение норито было его личной практикой. В большинстве случаев он не приглашал никого из учеников присоединиться к нему. О-Сэнсэй обычно молился в уединении. Сначала он читал Мисоги Но Норито, затем произносил нараспев: «хито, фута, ми, ё, ицу, мую, нана, я, коко-но, тари, момо, ти, ёродзу» (что означает «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 100, 1 000, 10 000»). О-Сэнсэй произносил это снова и снова очень высоким тоном. Когда он произносил нараспев молитвы, его голос был потрясающим. Он был полным силы и очень высоким. Моя мама просто ненавидела его. О-Сэнсэй не рассматривал Айкидо как просто еще один вид боевого искусства; он рассматривал его как искусство, которое несет миру мир.
Кадзуаки Танахаси

О-Сэнсэй часто говорил, что цель Айкидо не в том, чтобы побеждать других людей, и не в том, чтобы нападать на них, а в том, чтобы уметь защищать себя, что дух Айкидо – это всегда дух защиты, а не дух конфликта. Гудзи Мунэтака Куки Я сын священника, но я и не думал делать практику мисоги в водопаде своей личной практикой до тех пор, пока не увидел О-Сэнсэя. Когда я увидел его под водопадом, он выглядел божественно. Стоя там под струями воды и произнося нараспев Норито, он выглядел как само божество. Я был невероятно тронут этим зрелищем, и решил делать так сам. Когда я увидел, как О-Сэнсэй занимается этой практикой, я подумал, что это должно быть очень важная практика. Раньше я каждый день наблюдал за тем, как мой отец стоял под водопадом, находившимся прямо возле нашего дома. У меня в голове был образ моего отца, делающего это каждый день, но когда я увидел, как это делает О-Сэнсэй, все для меня вдруг сошлось воедино. Я осознал, что я тот, кто должен продолжить семейную традицию, и что для меня очень важно выполнять эту практику. О-Сэнсэй оказал на меня очень большое влияние.
Гудзи Юкитака Ямамото

Я видел, как О-Сэнсэй молится, и заметил, что очень часто он держит дзё или меч, направленным вертикально вверх. Это традиционный синтоистский способ установления связи с божествами; это нечто вроде установки духовной антенны для контакта с божествами, обитающими высоко в небе. Например, он говорил, что в пьесах театра Но, когда вы видите людей, идущих с бамбуковым прутом, выставленным вертикально вверх, то следует понимать, что они изображают людей, имеющих связь с другим миром. Таким образом, нам становится понятно, что О-Сэнсэй был человеком, чье сознание было не только здесь и сейчас, но и намного выше в безграничном пространстве Вселенной, и который, возможно, мог черпать оттуда энергию. К тому же занятия сельским хозяйством, прогулки на природе и, в определенном смысле, слияние с природой, – все это способы вознесения молитв к высшим сферам. О-Сэнсэй был очень тесно связан с природой. Часто О-Сэнсэй молился, держа в руках шест, и совершая им определенные движения. Даже когда он демонстрировал боевые искусства, он демонстрировал молитвы, и это происходило все время. О-Сэнсэй всегда говорил о различных типах духа и души, и о том, как все устроено в мистическом мире. Мы были очень молоды, и нам часто бывала скучна вся эта еженощная божественная рутина. Это была своего рода маска. Мы думали, что для того чтобы работать с О-Сэнсэем, мы должны мириться с ним в этом. Мы воспринимали все это, как архаический мир и нам он был не нужен; нам нужны были те техники, которые делал О-Сэнсэй. Но на самом деле, источником секрета силы О-Сэнсэя было все, что он делал, поэтому игнорирование этой стороны О-Сэнсэя было огромной ошибкой. По крайней мере, я испытываю определенное уважение – глубокое уважение – к тому нечто, что делает О-Сэнсэя О-Сэнсэем. Так что, с одной стороны, я не слушал, но с другой – я присутствовал при этом и переживал все это вместе с ним. То, что он нам показывал, возможно, было великими вратами; возможно, он каждый раз открывал нам этот высший мир. Позже, я понял, что подобного рода духовный опыт становится основополагающей силой для любого рода работы, любого рода искусства, любого рода служения миру, и это действительно очень важно.
Кадзуаки Танахаси

Я считаю, мне очень повезло в жизни, что О-Сэнсэй был моим учителем. О-Сэнсэй указал мне позитивное направление. Он был спасением в моей жизни. О-Сэнсэй был очень строгим, очень серьезным. Но при этом очень веселым и позитивным. Он был очень позитивным в своем отношении к обществу. О-Сэнсэй говорил о любых политических проблемах, но он всегда выражал надежду на человеческое счастье. Это было его молитвой.
Мицуги Саотомэ

Мой отец, майор Сигэо Танахаси, занимался планированием войны. В 1938 году его начала тревожить надвигающаяся война с Соединенными Штатами. И со своей тревогой он пришел к своему учителю Айкидо. О-Сэнсэй сказал ему: «Я согласен с вами, Танахаси-сан. Мы должны сделать все возможное, чтобы избежать войны. Я бы очень хотел, чтобы вы работали над этим. Вы получите от меня любую поддержку». Однако в довоенной Японии любой штатский или солдат, который открыто упомянул бы о военном превосходстве другой нации или высказал бы намерение предотвратить войну, был бы немедленно арестован, замучен пытками и, вероятно, убит. Поэтому Сигэо должен был держать причастность О-Сэнсэя в полной секретности, чтобы сохранить мастеру жизнь. Консультации с О-Сэнсэем обычно происходили после вечерних занятий в Айкидо Хомбу Додзё. Стратегия предотвращения войны явно провалилась, и когда О-Сэнсэй услышал об этом, то увидел тот неизбежный путь, который должен был привести Японию к войне на Тихом Океане – и он уже тогда предвидел поражение. Со слезами в глазах О-Сэнсэй взял Сигэо за руки и сказал: «Танахаси-сан, наша миротворческая работа провалилась. Очень многие люди пострадают в предстоящей войне. Как солдату вам придется сражаться. Никогда не забывайте заботиться о себе. Будем надеяться, что у нас будет еще возможность работать на благо мира». На станции Синбаси в Токио О-Сэнсэй, основатель Айкидо, был одет в хакама и черное кимоно, в руках он держал трость. Он провожал семью Танахаси, уезжавшую по военному переводу в Европу.
Кадзуаки Танахаси

В основе Айкидо лежит философия, которая заключается в том, что во второй половине двадцатого века, когда появилось ядерное оружие и другие формы разрушительной силы, род людской больше не может продолжать жить по-старому. О-Сэнсэй считал, что если мы будем продолжать традиции прошлого, то однажды все человечество может оказаться уничтоженным. Настал момент, когда мы должны сказать «Стоп!» Сингэнобу Окумура

О-Сэнсэй говорил, что, когда война закончится, то закончится эпоха сражений, и ему необходимо дать рождение такэмусу айки. Он проводил много часов перед алтарем в молитвах и размышлениях над тем, как приспособить Айкидо к послевоенной эпохе. Его сознание было подобно компьютеру, генерирующему одну за другой новые техники.
Морихиро Сайто

О-Сэнсэй понимал, что если человечество будет продолжать свое смертоносное поведение, то долго мы не протянем. Он чувствовал, что мы должны отказаться от идеи, что убийство – это решение. Сингэнобу Окумура

О-Сэнсэй учил тому, что Айкидо воспитывает честную и искреннюю личность, личность, которая не обманывает других и не обманывается сама. Другими словами, Айкидо воспитывает настоящего человека. О-Сэнсэй считал, что в момент рождения у ребенка нет никаких мыслей. Он един с ками. Но по мере того как ребенок растет, его учат многим вещам, и в процессе происходит замутнение сознания. Именно в состоянии, когда у нас нет никаких мыслей, когда мы едины с ками, мы можем вернуться к нашему сознанию ками, сознанию любви. Мы называем эту практику возвращением к сознанию/сердцу ками, тинкон. Умиротворяя свой собственный дух и возвращаясь к сознанию ками, мы можем получить силу ками. О-Сэнсэй считал, что техники Айкидо как раз и предназначены для возвращения к сознанию ками и обретения силы ками. Основываясь на таком понимании цели, Айкидо служит для установления и поддержания мира во всем мире. В этом корень и основа Айкидо. Говорить о хороших или плохих, новых или старых техниках не имеет смысла. Техника – это всего лишь техника. Мы не можем понять Айкидо без изучения духа, составляющего сущность Айкидо. Целью этого изучения является воспитание искренней и доброй личности, обладающей истинным сердцем. Физическая техника существует как дисциплина Айкидо. Если отбросить дух и делать только физические техники, то, сколько бы вы их ни практиковали, это не приведет ни к пониманию сердца Айкидо, ни к истинной технике. Простая практика техники не приведет никуда.
Митио Хикицути

О-Сэнсэй говорил, что разным людям подходят разные способы наработки своих собственных техник. Одним нужно больше времени, другим – меньше. Люди должны следовать своим собственным ритмам. Нобуёси Тамура

Когда О-Сэнсэй состарился и уже понимал, что время его истекает, он говорил о том, что было для него важно, но практически бесполезно. Он говорил об истоке – о самом основном, о «Боге». Генри Коно

Слова О-Сэнсэя имеют наибольшее значение. Айкидо не может стать спортом. Если оно станет спортом, то будут ошибки и небрежность. А это не истина, Если вы хотите быть истинным, то вы должны тренироваться изо всех сил, вкладывая все свое сердце. Это должно быть похоже на синкэн сёбу, соревнование с настоящими мечами – так, как будто вы можете потерять жизнь, если сделаете хотя бы одну ошибку. Вы должны внимательно следить за тем, чтобы не сделать ни малейшей ошибки. О-Сэнсэй был самим образцом истинного человека.
Митио Хикицути

Атмосфера, создаваемая японцем старого времени, очень сильно отличается от атмосферы, создаваемой современным японцем. Для старого японского сознания наша связь с природой абсолютно ясна и очевидна. Я помню, когда я разговаривал с О-Сэнсэем, то у меня было чувство, будто я разговариваю с человеком из прошлого. Атмосфера, которая его окружала, начала оказывать влияние на мое отношение и на мой образ мысли. В колонках, которые я готовил, я старался передать манеру речи О-Сэнсэя.
Садатэру Арикава

Находясь при смерти, О-Сэнсэй послал за мной. Когда я пришел к нему, О-Сэнсэй просто сказал Онэгайсимасу (Не будете ли вы столь любезны). Я сломал голову, пытаясь выяснить, что же О-Сэнсэй просил меня сделать. Для своего учителя я бы сделал все, что угодно. Но О-Сэнсэй не уточнил. Всю свою последующую жизнь я говорил о ненасилии и Айкидо. Я вспоминал слова О-Сэнсэя об ответственности человека перед сообществом и другими людьми. Он также часто говорил, что очень важно вернуться назад и говорить о ненасилии. Так что я думаю, что О-Сэнсэй просил меня вернуться в Соединенные Штаты и говорить о ненасилии.
Терри Добсон

Когда О-Сэнсэй выполнял какие-нибудь упражнения, то призывал Бога очищения, но сам при этом говорил своим ученикам, что им не нужно делать то же самое. Он считал, что его ученики должны думать о том Боге или о тех Богах, которые священны для них. Сингэнобу Окумура

В течение последних двух недель жизни О-Сэнсэя, дежуря у его постели, я наблюдал за тем, как знакомое лицо с редкой, седой бородой, становилось день от дня все тоньше и тоньше. Я испытывал печаль, большую, чем когда бы то ни было, когда мое сердце переполнялось множеством воспоминаний о практически сверхчеловеческой силе О-Сэнсэя. И хотя тело О-Сэнсэя разрушалось, его сознание было по-прежнему ясным, а глаза чистыми и спокойными, как у ребенка. О-Сэнсэй говорил очень мало в это время, но общение с ним не прерывалось, и он постоянно думал об Айкидо. За два дня до своей смерти О-Сэнсэй приподнял свое слабое тело и сел на постели, затем он посмотрел на своих учеников, собравшихся вокруг, и сказал: «Вам не следует беспокоиться об этом старике. Любая физическая жизнь имеет предел. Следуя закону природы, физическое существо должно измениться, но дух никогда не умрет. Очень скоро я войду в духовный мир, но я по-прежнему хочу защищать этот мир. Теперь это ваша задача». Он погрузился в глубокую медитацию и спустя нескорое время продолжил: «Все мои ученики должны помнить, что я не создал Айкидо. Айкидо – это мудрость Бога; Айкидо – это Путь законов, которые создал Он». Мицуги Саотомэ

Продолжение ...

Фотогалерея

Сенсей Авербах М.М.


Наши инстаграмы

https://www.instagram.com/kids.aikido/ https://www.instagram.com/aikido.korolev/