Меню
Статьи
Статьи
05 сентября
Упражнение “Золотая рыбка” для позвоночника Кацудзо Ниши*.

Автор Кацудзо Ниши

С юных лет Кацудзо был вынужден бороться за свое здоровье. Им он был обязан собственным методикам оздоровления, которые стали итоговым результатом многолетнего внимательного изучения и испытания практически каждой теории здоровья и профилактической медицины, существовавшей в мире.

16 августа
Боевые Пути - в Королеве прошел Международный семинар по Айкидо

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА ГОРОДА КОРОЛЁВА №88 (18846) 11 августа 2018

Боевые пути

Авьло ВЛАД СТЕБИН, УЧАСТНИК СЕМИНАРА Начало августа в Королёве, по уже сложившейся традиции, ознаменовалось праздником любителей айкидо — современного японского боевого искусства. Этот ежегодный летний международный семинар, проводимый под руководством сэнсэя Номура Наоми, состоялся в спортивном зале нового спорткомплекса стадиона «Металлист».

21 июня
ТОРИФУНЭ в Айкидо. История. Теория. Практика.

Чтобы познать истинное айкидо, необходимо иметь знания. В этой статье мы хотим показать вам обучающий ролик, повествующий об истоках и использовании непосредственно в практике айкидо ТОРИФУНЭ и ФУРИТАМА. Снятый при содействии РОО "Федерация Айкидо Айкикай Московской области

Продолжении статьи другая биография

Комментарий Стенли Пранина: Я помню, как сенсей Мичио Хикицучи говорил, что после войны О’Сенсей был в Сингу более 60 раз. Поскольку этот период занимает 12 -15 лет, мы видим, что Основатель бывал в Кансаи в среднем 4-5 раз в год.

Внимательный читатель без труда поймет, к чему я клоню. После войны О’Сенсей не преподавал в Токио на регулярной основе. Даже когда он появлялся в зале, большую часть времени, предназначенного для тренировки, он читал лекции на эзотерические темы, которые лежали полностью выше понимания присутствующих учеников. Основными учителями в Хомбу в послевоенные годы были сенсей Коичи Тохэй и нынешний Досю Киссемару Уэсиба. Им помогали Окумура, Осава, Орикава, Тада, Тамура и следующее поколение учидеси.
Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Я говорю о том, что Морихэй Уесиба в Хомбу Додзё НЕ БЫЛ главным учителем, ежедневно проводящим тренировки. Он появлялся там через непредсказуемые промежутки времени, и часто обучение сводилось к чисто философским рассуждениям. За техническую часть и распространение айкидо в системе Айкикай отвечали главным образом Коичи Тохэй и Киссемару Уэсиба. Точно так же, как и до войны, учидеси становились инструкторами в клубах и университетах после относительно непродолжительного периода ученичества. В это время происходила и «инфляция данов», и многим молодым учителям очередной дан присваивали уже через год после получения предыдущего, а иногда через очередные даны попросту «перескакивали».

9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзё в Токио был переименован во "Всемирный Центр Айкидо".
Тем временем Морихэй оставался в Иваме, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств.
Начиная с 1950 года Морихэй снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Морихэя приближался к семидесяти годам, его техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа, а не тем неистовым напором и физической силой, которые были присущи ему в молодости.
1953 год. Коичи Тохэя отправляют на Гавайи создать филиал Айкидо.

В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзё, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: "Главный Додзё Айкидо". В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такасимайя в районе Токио Ни-хомбаси. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихэй всегда был против публичных демонстраций, но он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстрант ради дальнейшего развития айкидо.

1956 год можно назвать годом международного признания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзо, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях правительственных учреждениях. Так начался второй "золотой период" айкидо.
С возрастом Морихэй стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив заботы сыну по организации занятий в Главном Додзё. Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года МТУ сняло фильм о Морихэи "Мастер Айкидо", в котором он сам демонстрировал технические приемы.

14 мая 1960 года Айкикай организовал демонстрации айкидо в районе Синзуки в Токио. Морихэй участвовал в них и своим показательным выступлением, названным "Сущность Айкидо".
Позднее в этом же году император Хирохито наградил Морихэя и обладателя десятого дана по кюдо Йо-сабуро Уно орденами Сидзухосо. Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифунэ и мастера кэндо Кинносуко Огава и Сейдзи Мосида.

28 февраля 1961 года Морихэй посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: "Я прибыл на Гавайи с целью построить "серебряный мост". До сих пор я трудился в Японии, создавая "золотой мост" для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви".

Комментарий: Регион Гавайи, а в дальнейшем Америку развивал всё тот же Коичи Тохэй (рассорившись с сыном Уэсибы), который повелел снять все портреты Тохэя со стен в вычеркнув его из списков Хомбу Додзё. Но это будет ещё потом, а пока:
 
7 августа 1962 года в честь шестидесятилетнего юбилея занятий Морихэй боевыми искусствами в Святилище Айки был организован большой фестиваль айкидо. А в 1964 году Морихэй получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств.

14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзё. В этот же день в Иваме Морихэй провел первую церемониальную борозду Нового года. Строительство нового здания додзё, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года. Одну из комнат этого здания Морихэй использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя.
Торжественное открытие нового Главного Додзё состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихэй на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание додзё в Кокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзо Морихэй провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо.

15 января 1969 года Морихэй посетил празднование Нового года в Главном Додзё. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухудшалось. Морихэй тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов. Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзё 1 мая в 19 часов 10 минут. В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито. Его прах захоронен в семейном склепе Уэсиба на кладбище Танабэ, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Иваме, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябе.

Комментарий: Давайте посмотрим в заключении на результаты деятельности Морихэя Уэсибы: Айкидо гордо подняв голову шествует по всему миру, открыто множество самостоятельных школ айкидо … некоторые аж очень самостоятельные, мало похожие друг на друга направления … В общем - далее кто в лес кто по дрова, кто что смог взять, то и понёс … и понёс … и понёс. Айкидо превратилось с искусство мира и огромную денежную индустрию. Ну а там где пахнет деньгами …

Уже после смерти О-сенсея многие его ученики создают свои направления и стили айкидо. Кто как понял и воспринял. На разных этапах жизни Морихэя его учение претерпевало видоизменения, соответственно и его ученики и их стили так же рознятся. Появляются школы Кэндзи Томики - Томики-Рю, Минору Мочизуки - Ёсэйкан, Годзо Сиоды – Ёсинкан, Коичи Тохэя – Син Син Тойцу (Ки-айкидо), Морихиро Сайто – Такемусу Айки… и т.д. и т.п.
Итог всего: Именно то, что было создано Сакаку Такэда не передалось никому! По причине не систематизированности учения, спонтанности обучения (отдельные семинары). Каждый, кто у него занимался смог ухватить толику малую его учения. Нет того ученика, который бы нёс его находки и наработки. По большому счёту современное Дайто Рю это «эхо» Сокаку Такэда, крик в ущелье … многократно отражённое от скал и вернувшееся в искажённом виде. Точно так же и выявляется в Айкидо – нет такого ученика, кто продолжал бы именно то, что разработал и нашёл Морихэй Уэсиба. Все его ученики открыли каждый своё направление, исходя из понятого и изученного. Это великое учение очень шатко и зыбко … неуловимая грань на которой оно держится, может быть понята многогранно, постоянно трансформируется.
Низкий поклон Великому человеку – О-сенсею, Морихэю Уеэсибе за его огромный талант организатора, учителя, психолога, философа … за то, что он смог принять и передать нам это Боевое Искусство – АЙКИ ! Домо аригато годзай масу!

Исследование жизни и биографии О-сенсея проводила школа Айкибудзюцу Сасори-кан.

В итоге обучение Морихэя Уесибы составило:
1. В 1902 году начал заниматься в школе Тендзин Синьо рю Дзю-дзюцу. Несколько месяцев по вечерам.
2. В 1903 году в периоды затишья в военных действиях Морихэй посещал додзо мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал джиу-джитсу Ягю-рю школы Гото. Занятия нерегулярные. К этому времени приписывают изучение Уэсибой ещё множества школ, но об этом ничего не известно.
3. В 1907 году демобилизовался и в дальнейшем изучал дзюдо у себя в амбаре под руководством 17 летнего юноши до 1912. Потом перерыв до 1915 года. Как регулярны были занятия о том история умалчивает.
4. В 1915 году он знакомится с Сокаку Такэда мастером Дайто рю Айкидзюдзюцу и в течении месяца он занимался у него. В дальнейшем с перерывами до 1919 года. Всего в этот срок Уэсиба тренировался 70 дней.
5. В 1920 году Уэсиба открывает своё первое додзё «Уэсиба Дзюку» и начинает самостоятельно преподавать Айкидзюдзюцу. Там же самостоятельно стал изучать технику копья.
6. В 1922 году Такэда приезжает с семьё к Уэсибе в Аябэ. Обучает Уэсибу и его учеников около 6 месяцев и уезжает, оставив на попечение Уэсибы свою семью. На этом изучение будо под руководством Такэда закончено. Продолжаются самостоятельные поиски.
7. В 1932 году Кийоши Накакура прекрасный фехтовальщик женился на дочери Морихэя. И помогает серьёзно освоить Морихэю техники меча.
8. Далее и до конца своих дней уже его самостоятельные поиски.

Ученики Морихэя Уэсиба.

1-ое поколение (1921-1935):
Нориаки Иноуэ (1921), Исаму Такэсита (1925), Кэндзи Томики (1925), Хисао Камата (1929), Иккусай Ивата (1930), К. Фунахаси (1930), М. Мотидзуки (1930), М. Хасимото (1931), А. Мурасигэ (1931), Риндзиро Сирата (1931), Ц. Юкава (1931), С. Ёнэкава (1931), Годзо Сиода (1932), Дз. Акадзава (1933), Такума Хиса (1935, Осака).

2-ое поколение (1936-1945):
Бансэн Танака (1936), Коити Тохэй (1939), Тэнрю (1939), Минору Хирай (1939), Кисабуро Осава (1940), К. Сунадомари (1942), Тадаси Абэ (1942).

3-е поколение (1946-1955):
Морихиро Сайто (1946), Хироси Тада (1947), С. Арикава (1947), Сёдзи Нисио (1951), Сейго Ямагути (1951), Минору Хикицути (1951), Масамити Норо (1951), Сэйсэки Абэ (1952), Набуёси Тамура (1953), Ё. Куроива (1954), Ясуно Кобаяси (1955), Андрэ Нокэ (1955).

4-ое поколение (1956-1969):
Акира Тохэй (1956), Ёсимицу Ямада (1957), Кацуаки Асай (1958), Кадзуо Тиба (1958), Сэйити Сугано (1959), Мицунари Канай (1959), Мицуги Саотомэ (1959), С.Маруяма (1959), Тэрри Добсон (1960), Норихико Итихаси (1960), С. Масуда (1960), Масандо Суганума (1962), С. Имаидзуми (1962), К. Маруяма (1962), Сэйсиро Эндо (1962), Кэндзи Симидзу (1963).

Источник

Фотогалерея

Сенсей Авербах М.М.


Наши инстаграмы

https://www.instagram.com/kids.aikido/ https://www.instagram.com/aikido.korolev/