Автор Кацудзо Ниши
С юных лет Кацудзо был вынужден бороться за свое здоровье. Им он был обязан собственным методикам оздоровления, которые стали итоговым результатом многолетнего внимательного изучения и испытания практически каждой теории здоровья и профилактической медицины, существовавшей в мире.
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА ГОРОДА КОРОЛЁВА №88 (18846) 11 августа 2018
Боевые пути
Авьло ВЛАД СТЕБИН, УЧАСТНИК СЕМИНАРА Начало августа в Королёве, по уже сложившейся традиции, ознаменовалось праздником любителей айкидо — современного японского боевого искусства. Этот ежегодный летний международный семинар, проводимый под руководством сэнсэя Номура Наоми, состоялся в спортивном зале нового спорткомплекса стадиона «Металлист».
Чтобы познать истинное айкидо, необходимо иметь знания. В этой статье мы хотим показать вам обучающий ролик, повествующий об истоках и использовании непосредственно в практике айкидо ТОРИФУНЭ и ФУРИТАМА. Снятый при содействии РОО "Федерация Айкидо Айкикай Московской области
Глоссарий, Авторы статей, Ссылки
Ай – есть два японских слова, которые произносятся ай, одно из них означает «единство» или «гармония», другое означает «любовь». (Именно первое из них фигурирует в названии «Айкидо», но, возможно, основатель искусства предполагал игру слов.)
Айки – буквально «слияние жизненной энергии». Чтобы выполнить технику при помощи айки, нужно физически и ментально объединиться с тем, кто на тебя нападает.
Айкидо – буквально «Путь слияния энергии»; иногда переводиться более свободно, как «Искусство Мира». Современное японское боевое искусство, которое – хоть и используется для самозащиты – делает акцент на гармонии, сотрудничестве и несопротивлении. Основатель Айкидо, Морихэй Уэсиба, осознавал, что сущностью будо (Воинского Пути) является любовь, и побуждал своих учеников и последователей действовать в «духе исполненной любви защиты ко всем Божьим творениям».
Бо – длинный деревянные шест, иногда используемый в практике Айкидо.
Боккэн – деревянный меч, по весу и размеру приблизительно соответсвующий самурайскому мечу. Бу – японский термин, означающий «боевой» или «воинский».
Будо – буквально «Воинский Путь». В начале двадцатого века, когда стало ясно, что традиционные самурайские техники ведения боевых действий будут не очень полезны в последующих войнах, японские будзюцу (системы боевых техник) трансформировались в будо или современные японские боевые искусства. В одних случаях они трансформировались в спорт. Например, Кэндзюцу (боевое искусство владения мечом) стало спортивной дисциплиной Кэндо, а Дзюдзюцу стало Дзюдо. В других же случаях результатом трансформации стало До (искусство духовного совершенствования).
Будока – человек, следующий боевому или воинскому Пути. Будзюцу – смотри Будо. Бусидо – буквально «Путь воина или самурая». Кодекс класса воинов феодальной Японии. Ва – мир. Вадза – техника.
Гассюку – специальный период интенсивных тренировок, во время которого ученики едят, спят и тренируются вместе.
Го но сэн – технический термин в Кэндо и некоторых других японских боевых искусствах, который иногда переводят как «поздняя инициатива».
Гудзи – настоятель синтоистского храма Гэта – японские сандалии
Дзи – старик
Дзё – деревянная палка, используемая в тренировках Айкидо
Дзэн – японское ответвление буддизма, придающее особое значение медитации и направленное на достижение просветления.
Дзюдо – японское боевое искусство, созданное, как и Айкидо, на базе боевых техник Дзюдзюцу. В отличие от Айкидо, Дзюдо часто практикуется как соревновательный вид спорта.
Дзюдзюцу – японское боевое искусство, использующее для нейтрализации атак принцип рычага и перераспределения веса.
Доги – тренировочная форма, используемая в большинстве японских боевых искусств, еще называется «кэйкоги».
Додзё – буквально «место Пути». Тренировочный зал или школа японских боевых искусств.
Досю – ведущий на Пути; переходящий по наследству титул главы мирового Айкидо. Вторым Досю был сын основателя (Киссёмару Уэсиба Сэнсэй), а третьим является его внук (Моритэру Уэсиба Сэнсэй).
Дэси – ученик или последователь
Ёнкё – буквально «четвертый урок». В ёнкё атакующего контролируют путем воздействия на болевую точку на руке. Иайдо – искусство извлечения меча из ножен с последующим ударом. Иккё – буквально «первый урок». Одна из базовых техник Айкидо.
Иккё суваривадза – техника иккё, выполняемая в положении сидя.
Инь – в китайской философии пассивный универсальный принцип.
Ирими нагэ – одна из базовых техник Айкидо. Ками – божественная энергия или божественное существо.
Камидана – домашний алтарь. Иногда Камидана помещают на главной стене додзё Айкидо.
Каратэ – буквально «пустая рука» или, возможно, первоначально «китайская рука». Окинавское искусство ударов руками и ногами, из которого возникло японское каратэ-до. Ки – универсальная энергия или жизненная сила.
Киай – энергичный крик или вопль.
Кихон – японский термин, обозначающий «базу». Используется в словосочетании кихон вадза, которое означает «базовая техника».
Кимоно – часть японского платья или костюма, состоящее из свободной верхней одежды и широкого пояса.
Кобудо – традиционное или древнее будо.
Кодзики – одна из священных книг Синто, исконной японской религии. Кодзики содержит рассказ о сотворении мира.
Кокю – буквально «вдох/выдох». Цикл дыхания. Некоторые бросковые техники Айкидо называются кокю нагэ (броски дыханием) из-за их тайминга и ощущения.
Кокю вадза – буквально «техники дыхания». Смотри кокю.
Котэ гаэси – одна из базовых болевых техник Айкидо.
Котодама – буквально «слово-дух». Духовная практика, основанная на использовании слов и звуков.
Кэйко – практика или тренировка, особенно тренировка традиционных форм японских боевых искусств.
Кэйкоги – тренировочная одежда. Кэндо – буквально «Путь меча». Японское боевое искусство, иногда практикуемое как соревновательный вид спорта, в котором для имитации самурайского меча используется синай (палка из расщепленного бамбука).
Мандзю – булочка или пирожок с начинкой из фасолевого джема.
Мисоги – практика очищения.
Мусуби – связь.
Ки-мусуби – «связь энергий».
Нидан – второй уровень черного пояса Но – форма традиционного японского музыкального театра.
Норито – синтоистская молитва.
Офуро – японская ванна.
Охараи норито – молитва очищения.
Окусама – хозяйка дома или замужняя женщина.
Окаси – японские закуски.
Омотокё – основанная на Синто религия, возникшая в конце девятнадцатого века. И хотя, возможно, основатель Айкидо формально и не был членом Омотокё, он определенно был вдохновлен лидером Омотокё, Онисабуро Дэгути.
Рэй – поклон или приветствие. В более широком смысле, вежливость или этикет. Рэйги – строгий этикет или формальная церемония.
Самурай – представитель класса воинов феодальной Японии.
Сандан – третий уровень черного пояса.
Сёдан – первый уровень черного пояса.
Сёдо – буквально «Путь кисти». Искусство японской каллиграфии.
Сёмэнути – удар сверху вниз по голове, часто используемый в Айкидо.
Сиацу – система терапии, часто использующая массаж или надавливание пальцами.
Сихонагэ – буквально «бросок на четыре стороны». Одна из базовых техник Айкидо.
Син – сознание, сердце или дух.
Синай – учебный меч из расщепленного бамбука.
Синкэнсёбу – суровая тренировка; такая практика, от которой как будто зависит жизнь человека.
Синто – японская народная религия, тесно связанная с природой.
Сэйдза – японская позиция сидя.
Сэн – инициатива.
Сэн сэн но сэн – технический термин, используемый в Кэндо и других японских боевых искусствах, который иногда переводят как «ранняя инициатива».
Сэндай – предшественник или кто-то из предыдущего поколения.
Сэнсэй – буквально «родившийся раньше». Уважительная форма обращения к учителю или к старшему.
Сюгё – суровая тренировка.
Сумо – японская форма борьбы.
Сунао – открытый и честный.
Суки – незащищенное место.
Суваривадза – техника Айкидо, в которой и нападающий и защищающийся находятся в положении сидя.
Тай но сэн – технический термин в Кэндо и других японских боевых искусствах, который иногда переводят как «взаимная инициатива».
Такэмусу – спонтанное создание защитных или боевых искусств.
Тамагуси – приношение.
Тинкон – буквально «успокоение». Техника медитации.
Ути дэси – ученик, живущий при учителе.
Удон – тип японской лапши.
Укэ – в парной практике Айкидо партнер, который атакует и принимает на себя технику.
Укэми – искусство укэ, которое включает в себя методы атаки и падения.
Хакама – мешковатые шаровары, похожие на юбку, являющиеся частью традиционного костюма Айкидо.
Ханми – стойки в Айкидо Хаори – японская накидка Химидзу – символ, в котором огонь и вода представлены вертикальной линией, пересекающей горизонтальную линию. Помещенный в круг, он изображает место человека во Вселенной. Черный пояс – тот, кто перешел с начального уровня (уровня кю) тренировки в каком-либо японском боевом искусстве на более высокий уровень (уровень данов). В Айкидо, как и в остальных японских боевых искусствах, ученики более низкого уровня носят белые или цветные пояса (оби), а более продвинутые ученики носят черные пояса. Ян – в китайской философии активный универсальный принцип.
Авторы статей
Сэйсэки Абэ – 10-й дан Айкидо, главный инструктор Амано Такэмусу Айки Дзюку додзё в Осаке, Япония. Также является мастером каллиграфии. Имел близкие взаимоотношения с О-Сэнсэем и как каллиграф, и как ученик Айкидо.
Кэнсиро Аббэ – 8-й дан Дзюдо, чемпион по Дзюдо и учитель. Был главным инструктором в полиции Киото и в Университете Досися. Первым начал преподавать Айкидо в Великобритании.
Мотомити Анно – занимался Айкидо в Айкидо Кумано Дзюку Додзё у О-Сэнсэя и Хикицути Сэнсэя после Второй Мировой Войны. Был там одним из старших преподавателей. Основал свою собственную школу в городе Кумано более тридцати лет назад.
Садатэру Арикава – начал заниматься Айкидо у О-Сэнсэя в 1947 году. В течение пятнадцати лет работал редактором первого информационного бюллетеня Айкидо на японском языке. Продолжает преподавать в качестве старшего инструктора Айкикай Хомбу Додзё.( Скончался в октябре 2003 года – прим. переводчика) Кэн Котье – прямой ученик О-Сэнсэя. Начал заниматься Айкидо в начале 60-х годов. Котье Сэнсэй является старшим инструктором и президентом Ассоциации Айкидо Гонконга.
Терри Добсон – американец, живший в 60-е годы среди ути дэси О-Сэнсэя в Айкикай Хомбу Додзё в Токио. Вернулся в Соединенные Штаты в начале 70-х годов и стал пионером в распространении Айкидо в Америке. Скончался в 1992 году.
Роберт Фрэгер – американец, в начале 60-х годов занимавшийся айкидо у О-Сэнсэя в Айкикай Хомбу Додзё. Вернувшись в Америку, основал Институт Трансперсональной Психологии в Маунтэн Вью, Калифорния, где и преподает Айкидо.
Мери Хэйни – американка, начавшая заниматься Айкидо в Айкикай Хомбу Додзё после того, как увидела занятие О-Сэнсэя. Также тренировалась у Митио Хикицути в Сингу, Япония. В настоящий момент живет в Сиэтле и преподает Айкидо по всему миру.
Митио Хикицути – 10-й дан Айкидо, главный инструктор Айкидо Кумано Дзюку Додзё в Сингу, Япония, и один из самых старых учеников О-Сэнсэя.
Аяко Исивата – глава компании Ивата Сёкай в Токио, компании, производящей кэйкоги и хакама для продажи в Айкикай Хомбу Додзё.
Генри Коно – канадский инструктор Айкидо, учившийся в начале 60-х годов у О-Сэнсэя в Айкикай Хомбу Додзё. В настоящий момент живет в Канаде и преподает Айкидо по всему миру.
Гудзи Мунэтака Куки – настоятель Кумано Хонгу Тайся в горах Кумано на полуострове Вакаяма. Впервые встретился с О-Сэнсэем еще в детстве, когда его отец был Гудзи и О-Сэнсэй посещал храм.
Иэтака Куки – сын Гудзи Куки. Вирджиния Мэйхью – американка, учившаяся в Айкикай Хомбу Додзё. Основала Айкикай Нью-Йорка и Айкикай Гонконга, которые функционируют до сих пор.
Минору Мотидзуки – основатель Ёсэйкан, предсталяющего собой сплав Дзюдо, Айкидо и Каратэ. Первоначально занимался Дзюдо, а в 1930 году был послан основателем Дзюдо, Дзигоро Кано, учиться у О-Сэнсэя.
Роберт Надо – американский инструктор Айкидо, учившийся в Айкикай Хомбу Додзё в начале 60-х годов. Надо Сэнсэй преподает Айкидо в Сан-Хосе, Калифорния, а также по всему миру. Юуити Накагути — учился Айкидо после Второй Мировой Войны у О-Сэнсэя и Хикицути Сэнсэя в Айкидо Кумано Дзюку Додзё в Сингу, Япония. Продолжает практиковать и преподавать там.
Сёдзи Нисио – занимался в Айкикай Хомбу Додзё. Также мастер Дзюдо, Каратэ и Иайдо (искусство извлечения меча из ножен с последующим ударом). Такаси Нонака – начал заниматься Айкидо на Гавайях после того, как в 1955 году увидел демонстрацию Коити Тохэя. Нонака посещал О-Сэнсэя в 1968 году, во время своего визита в Японию. Нонака Сэнсэй преподает в Гавайском Айкикай, а также занимает пост президента Общества Ки Гавайев.
Сингэнобу Окумура – начал заниматься Айкидо у Кэндзи Томики в Мачжурии в 1938 году. В начале 50-х годов вошел в преподавательский состав Айкикай Хомбу Додзё и тренировался у О-Сэнсэя. В настоящий момент преподает в Хомбу Додзё.
Морихиро Сайто – был учеником О-Сэнсэя и жил вместе с ним после Второй Мировой Войны в Ивама. Был главой Ибараги Додзё и хранителем храма Айки в Ивама, Япония. Скончался в мае 2002 года. Мицуги Саотомэ – с 1960 года был ути дэси О-Сэнсэя и преподавал в Айкикай Хомбу Додзё до самой смерти О-Сэнсэя в 1969 году. Затем переехал в Соединенные Штаты и активно участвовал в развитии там Айкидо. В настоящий момент является главой организации под названием Школы Айкидо Уэсибы.
Мамору Суганума – поступил в Айкикай Хомбу Додзё как ути дэси в 1964 году. Является главным инструктором Айкидо Сёхэй Дзюку в Фукуока-си, Япония. Синъити Судзуки – был учеником Коити Тохэя, основателя Синсин Тоицу Айкидо. Посещал Айкикай Хомбу Додзё, когда О-Сэнсэй еще там преподавал, а Коити Тохэй был главным инструктором. В настоящее время является главой Общества Ки Айкидо Мауи, Гавайи.
Нобуёси Тамура – поступил в Айкикай Хомбу Додзё как ути дэси в 1953 году. В 1964 году покинул Японию, чтобы развивать Айкидо во Франции. В настоящий момент возглавляет Федерацию Айкидо и Будо Франции.
Кадзуаки Танахаси – писатель, художник и специалист по вопросам окружающей среды. В молодости жил и тренировался в Ивама вместе с О-Сэнсэем. Помог перевести на английский язык книгу покойного Досю, Киссёмару Уэсибы, «Айкидо».
Масаки Тани – был учеником в Айкикай Хомбу Додзё, пока был жив О-Сэнсэй. В настоящий момент работает в Международном Отделе Хомбу Додзё и продолжает тренироваться. Моритэру Уэсиба – внук Морихэя Уэсибы О-Сэнсэя. В настоящий момент является Досю (главой мирового Айкидо) и председательствует в Мировой Штаб-квартире Айкидо в Токио. Продолжает преподавать по всему миру, а также проводит регулярные занятия в Айкикай Хомбу Додзё.
Ёсимицу Ямада – поступил в Айкикай Хомбу Додзё как ути дэси в 1956 году. В 1964 году покинул Японию, чтобы возглавить Айкикай Нью-Йорка. Посредством своей большой организации, Федерации Айкидо Соединенных Штатов, сыграл очень важную роль в развитии Айкидо в Америке. Гудзи Юкитака Ямамото – девяносто шестой настоятель Великого Храма Цубаки а Префектуре Миэ в Японии. Мальчиком познакомился с О-Сэнсэем, когда тот приезжал в храм Цубаки и навещал его отца, который был Гудзи до него.
Мотоити Янасэ – учился Айкидо после Второй Мировой Войны у О-Сэнсэя и Хикицути Сэнсэя в Айкидо Кумано Дзюку Додзё в Сингу. Был там одним из старших преподавателей. Продолжает жить и практиковать Айкидо в Сингу.
Ссылки
Все истории в этой книге, кроме тех, что указаны ниже, перепечатываются с разрешения Aikido Today Magazine, Клермонт, Калифорния, www.aiki.com История Кэнсиро Аббэ на странице 11 взята из готовящейся к выходу книги Дэйва Роджерса «Позитивное Айкидо, сорок пять лет традиционного преподавания и тренировки». Она включена сюда с разрешения автора.
Истории Терри Добсона на страницах 16, 80, 81 и 93 перепечатываются из книги «Это очень похоже на танец: Путешествие Айкидо», написанной Терри Добсоном, Рики Моссом и Яном Вотсоном, и опубликованной в 1993 году издательством Frog, Ltd/North Atlantic Books.
Истории Терри Добсона на страницах 9, 18 и 46 взяты из личных интервью и перепечатываются с разрешения Кадзуаки Танахаси. Истории Мицуги Саотомэ на страницах 32, 42 и 121 взяты из книги Мицуги Саотомэ «Принципы Айкидо», изданной в 1989 году, и перепечатываются здесь по договоренности с Shambhala Publications, Inc. Бостон. www.shambhala.com
История Кадзуаки Танахаси на странице 37 перепечатана из книги Кадзуаки Танахаси «Очистить сознание» с разрешения Parallax Press, Беркли, Калифорния, www.Parallax.org Контактная информация Связаться с Сьюзан Перри можно по адресуAikido Today Magazine, P.O. Box 1060, Claremont, CA 91711-1060Телефон: (909) 624-7770Факс: (909) 398-1840E-mail: atm@aiki.com МОРИХЭЙ УЭСИБА (1883 – 1969), основатель японского боевого искусства Айкидо, один из величайших и самых любимых мастеров боевых искусств в истории.
Книга «Воспоминания об О-Сэнсэе» – это портрет Уэсибы, составленный из рассказов его ути-дэси, учеников, которые жили и тренировались вместе с ним. Эта подборка воспоминаний – публикуемая в таком виде впервые – отражает сущность этого экстраординарного матера боевых искусств и мистика, и раскрывает стиль преподавания Уэсибы, его привычки, его философию жизни, человеческие аспекты его личности и глубокую веру в то, что Айкидо может быть использовано как средство создания мира и гармонии в мире. Эта книга также рисует картину того захватывающего времени в японской истории, когда ученики обучались у своего мастера, живя вместе с ним под одной крышей и получая наставления в процессе суровых тренировок, а также помогая ему во всем и наблюдая за его поведением в повседневной жизни. Большинство учеников, чьи воспоминания включены в эту книгу, разъехались по всему миру с тем, чтобы распространять учение Айкидо, и сами стали выдающимися мастерами.
Сьюзан Перри является главным редактором Aikido Today Magazine, интернационального издания, основанного ею в 1987 году. Она практикует Айкидо с 1978 года, и в настоящий момент является обладателем пятого дана. Перри также имеет докторскую степень по философии, и в течение десяти лет преподавала философию в системе Калифорнийского Государственного Университета. Сейчас она вместе со своим мужем преподает Айкидо в своем додзё в Клермонте, Калифорния, а также проводит семинары по всему миру.