Меню
Статьи
Статьи
05 сентября
Упражнение “Золотая рыбка” для позвоночника Кацудзо Ниши*.

Автор Кацудзо Ниши

С юных лет Кацудзо был вынужден бороться за свое здоровье. Им он был обязан собственным методикам оздоровления, которые стали итоговым результатом многолетнего внимательного изучения и испытания практически каждой теории здоровья и профилактической медицины, существовавшей в мире.

16 августа
Боевые Пути - в Королеве прошел Международный семинар по Айкидо

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА ГОРОДА КОРОЛЁВА №88 (18846) 11 августа 2018

Боевые пути

Авьло ВЛАД СТЕБИН, УЧАСТНИК СЕМИНАРА Начало августа в Королёве, по уже сложившейся традиции, ознаменовалось праздником любителей айкидо — современного японского боевого искусства. Этот ежегодный летний международный семинар, проводимый под руководством сэнсэя Номура Наоми, состоялся в спортивном зале нового спорткомплекса стадиона «Металлист».

21 июня
ТОРИФУНЭ в Айкидо. История. Теория. Практика.

Чтобы познать истинное айкидо, необходимо иметь знания. В этой статье мы хотим показать вам обучающий ролик, повествующий об истоках и использовании непосредственно в практике айкидо ТОРИФУНЭ и ФУРИТАМА. Снятый при содействии РОО "Федерация Айкидо Айкикай Московской области

Хакама

«Хакама и их значение». Мицуги Саотомэ

Когда я был учи-деси О-Сэнсэя, каждый кто приходил на тренировки, был обязан надевать хакама с самого первого занятия.

В то время не существовало каких-то стандартов для хакама, которую вы надевали, и додзё было очень пёстрым местом. Можно было увидеть хакама всех видов, всех цветов и качества, начиная с хакама для кэндо и полосатых хакама, используемых в японских танцах, до дорогих шелковых хакама, называемых сендай-хира. Думаю, некоторым начинающим здорово попадало за то, что они протирали на коленях в сувари-вадза дорогие дедовские хакама, которые были предназначены исключительно для в торжественных случаев и церемоний.

Я очень хорошо помню день, когда я забыл свои хакама. Я уже приготовился вступить на татами, будучи одетым лишь в доги, когда О-Сэнсэй остановил меня. — Где твоя хакама? — спросил он строго. С чего это ты решил, что можешь получать инструкции от своего учителя, будучи одетым в нижнее бельё? У тебя есть чувство приличия? Ты, очевидно, потерял чувство должного отношения и этикета, необходимых тому, кто стремится к занятиям будо. Иди, сядь с краю и наблюдай за занятиями!

Это был лишь первый нагоняй из многих, которые я получил от О-Сэнсэя. Однако мой поступок подтолкнул О-Сэнсэя к лекции о значении хакама, которую он провёл для своих учи-деси после занятий. Он рассказал нам, что хакама была традиционным одеянием занимающихся кобудо, и спросил, знает ли кто-нибудь из нас, почему в хакама семь складок.

Хакама для Айкидо

Они символизируют семь добродетелей Будо, сказал О-Сенсей.

-дзин (доброжелательность),
-ги (честь или справедливость),
-рей (вежливость и этикет),
-чи (мудрость),
-син (искренность),
-чю(преданность)
-ко (благочестие).

Мы находим эти качества в уважаемых самураях прошлого. Хакама заставляет нас задуматься о природе истинного бусидо. Облачение в хакама символизирует традиции, передаваемые нам из поколения в поколение. Айкидо — порождение японского духа бусидо, и в наших занятиях мы должны стремиться к совершенствованию семи традиционных добродетелей.

Сейчас большинство додзё Айкидо не следуют строгой политике О-Сэнсэя в отношении хакама. Ее значение исказилось. Хакама превратилась из символа традиционной добродетели в символ положения юданся [прим. «имеющий дан»]. Я посетил множество додзё в разных странах. Во многих местах, где хакама надевают только юданся, они потеряли свою скромность. Они относятся к хакама, как к призу за видимые достижения, как к символу своего превосходства. Подобное отношение делает церемонию поклона О-Сэнсэю, которым мы начинаем и заканчиваем каждое занятие, издевательством над его памятью и искусством.

Еще хуже, когда в некоторых додзё от женщин на уровне кю (и только от женщин) требуют надевать хакама якобы для того, чтобы защитить их скромность. Я считаю, что это оскорбление и дискриминация по отношению к женщинам айкидокам. И я также считаю это оскорбительным для мужчин айкидок, потому что это допускает низкий уровень мышления с их стороны, которому не место на татами Айкидо.

Меня очень огорчает столь мелочное использование хакама. Кому-то она может показаться обычной одеждой, но я очень хорошо помню то огромное значение, которое О-Сэнсэй придавал хакама. Я не могу отбросить значение этой одежды и полагаю, что никто не будет спорить об огромной ценности добродетелей, которые она символизирует. В своем додзё и входящих в ассоциацию школах я поощряю всех занимающихся надевать хакама, не зависимо от ранга и уровня (Я не требую этого до их первой аттестации, поскольку у большинства начинающих в Соединенных Штатах нет японских дедушек, у которых они могли бы одолжить хакама). Я полагаю, что облачение в хакама и знание ее значения помогают ученикам сохранять дух О-Сэнсэя и сохранять живым его видение.

Если мы позволим себе упустить важность значения хакама, то, возможно, мы также позволим кануть в вечность фундаменту духа Айкидо. С другой стороны, если мы верны пожеланиям О-Сэнсэя относительно нашей тренировочной одежды, наш дух, возможно, будет более верным мечте, которой он посвятил свою жизнь.

Сэнсэи о хакама

"Большинство учеников были слишком бедны, чтобы купить хакама, но их был обязан носить каждый. Если они не могли получить хакама от одного из старших учеников, то брали верхнее покрытие от старого футона, отрезали его, красили и давали швее, чтобы она превратила ткань в хакама. Так как использовались дешёвые красители, через некоторое время через краску начинал проступать красочных узор от футона и появлялся пух".

Сайто-сэнсэй, о хакама в додзё О-Сэнсэя в старые времена.

 "В послевоенной Японии многое было трудно достать, в том числе и ткань. Из-за дефицита мы тренировались без хакама. Мы старались сделать хакама из плотных штор, но так как шторы висели на солнце в течение многих лет, колени быстро вытирались, как только мы начинали заниматься в сувари-вадза. Приходилось постоянно чинить наши хакама. Это продолжалось до тех пор, пока кто-то не предложил: «Почему бы не разрешить заниматься без хакама, пока не достигнешь уровня Сёдан?» Эта идея была выдвинута, как временная, чтобы избежать расходов. И она не имеет ничего общего с пониманием хакама как символа дана".

Сигэнобу Окумура Сенсей, "Айкидо Сегодня" № 41

Как надевать и складывать хакаму

Как складывать Хакама


Фотогалерея

Сенсей Авербах М.М.


Наши инстаграмы

https://www.instagram.com/kids.aikido/ https://www.instagram.com/aikido.korolev/